Храмы г. Яхромы

Храм Вознесения Господня в Перемилове

В июне 2002 г. на день Вознесения Господня в храме Вознесения, что в селе Перемилове, празднуется знаменательное духовное торжество: 210 лет со времени закладки каменной церкви (1792 г.) и 200-летие со времени освящения придела святой великомученицы Екатерины (1802 г.).

Перемиловская церковь прекрасно видна со стороны московской дороги. Ее стройный облик, с незаметной для постороннего взгляда изящной небольшой звонницей, напоминает нам о красоте православного храма, об умении наших предков так ставить церковь, чтобы она была видна отовсюду и колокольный звон призывал православных оставить “житейское попечение” и обратиться к Богу.

Храм Вознесения Господня в Перемилове не закрывался, и служение в нем продолжалось во все годы нелегких испытаний для нашей страны. Недаром недалеко от храма в селе возведен памятник солдатам – защитникам Москвы во время Великой Отечественной войны. Здесь, на Перемиловской высоте, шли ожесточенные бои.

О начальном периоде возникновения перемиловского храма известно, что в начале XVI в. Перемилово “у Дмитрова на посаде на реке на Яхроме” находилось в великокняжеском владении. В 1520-е годы оно было сельцом, которое великий князь Московский Василий III пожаловал в вотчину Константину Семеновичу Головину. В 1533 г. великий князь Василий Иванович передал Перемиловское в вотчину Юрию Васильевичу Кокошкину-Глебову, а тот, в свою очередь, отдал владение на помин души в Троице-Сергиев монастырь. Дарственная Ю.В. Кокошкина датируется 1543-1544 гг. При царе Иване Васильевиче, вероятно, в результате обмена земель с монастырем Перемилово вновь стало государевым владением, которое в конце XVI в. пожаловали в поместье Давыду Сафонову.

Во второй половине XVI в. деревянная церковь в Перемилове Павельского стана Дмитровского уезда уже существовала и была посвящена Архангелу Михаилу. В писцовой книге 1627-1628 гг. отмечалось, что “в селе церковь Архистратига Михаила древяна ветха развалилась”. Новый вотчинник Семен Васильевич Чаплин, купивший Перемилово у родственников умершего Ивана Сафонова в 1642 г., восстановил храм с переименованием его во имя Вознесения Господня. На следующий 1643 г. по Дмитровской десятине выписано о том, что в селе Перемилове “прибыло вновь церковь Вознесения Господня да в приделе собор Михаила Архангела”. Именно с этого времени и до конца XVIII в. в документах появляются разночтения по именованию главного престола в Перемилове: то его называли Вознесенским, то по-прежнему Михайло-Архангельским. Из дворов причта в селе упоминался лишь двор священника, другие причетники в храме не служили. В 1670-е годы настоятелем Вознесенского храма был священник Сидор (Исидор) Яковлев, а усадьбой в это время владел Алексей Семенович Чаплин (в 1680-е годы – стольник).

Во второй половине XVII в. усадьба состояла из дворов помещика, конюшенного и скотного, в которых после польского похода царя Алексея Михайловича трудились пленные поляки – “деловые люди польской породы”. При церкви находилось небольшое кладбище. Для прокормления семьи священнику выделялась церковная земля – пашня и покос. Существование церкви полностью зависело от вотчинника – помещика, который своими средствами поддерживал храм. Как значилось в документах той эпохи – “...в церкви книги и образы и всякое церковное строение вотчинниково”.

В конце XVII в. часть вотчины находилась во владении Акилины Семеновны Нарышкиной, урожденной Чаплиной. Ее мужем был боярин Кондратий Фомич Нарышкин. В 1692 г. перемиловская деревянная церковь с приделом упоминается как шатровая. Настоятелем храма продолжал оставаться отец Исидор, прослуживший в Вознесенской церкви более 30 лет. Другая часть владения Чаплиных принадлежала брату Акилины Семеновны Алексею, который в эпоху Петровских преобразований числился стольником и полковником (1701 г.). С этого времени начинается раздробление перемиловской вотчины.

В начале XVIII в. вдова А.С. Нарышкина продает свою дмитровскую землю с усадьбой племяннику кравчему Кириллу Алексеевичу Нарышкину с условием, чтобы Перемилово перешло к нему только после ее кончины. Часть усадьбы, принадлежавшая Алексею Чаплину, по спорному делу в 1702-1703 гг. перешла во владение Исленьевым, которые в свою очередь поделили ее на две половины, из которых одну продали в 1704 г. кравчему Кириллу Алексеевичу Нарышкину, а другую – боярину Алексею Петровичу Салтыкову. Упоминалась “церковь деревянная во имя Архистратига Михаила да в приделе Вознесения Господня, а церковное строение и всякая церковная утварь вотчинниково”. В отказной книге 1704 г. храм в Перемилове значился как Вознесенский с Архангельским приделом “шатровый о двух главах”. К этому времени относится подробное описание имущества Вознесенской церкви. Упоминались местные образа Вознесения Господня и Пресвятой Троицы с богатыми серебряными окладами и венцами, образ Архангела Михаила в резном киоте, “двери царские резные, деисуса два пояса, у Михаила Архангела деисусы в один пояс”. Храм освещался двумя медными паникадилами. Многие иконы украшали серебряные оклады со сканью и такими же ризами и венцами. Однако богослужебные сосуды были не серебряными, а оловянными. Так же упоминались “две чаши водосвятных медных, три кадила медных (...) сундук с ризницей окован железом, две окончины слюдяные ветхи”. В трапезе находились иконы без окладов, из которых числились “11 икон боярских штилистовых”. На колокольне висели 5 колоколов.

В 1705 г. настоятелем Вознесенской церкви был сын священника Исидора отец Стефан (Степан), а дьячковскую должность исправлял его родной брат Михаил Сидоров. Некоторое время помещик села Перемилова ближний боярин Алексей Петрович Салтыков исполнял должность московского губернатора.

В 1735 г. после кончины А.П. Салтыкова его имения, в том числе села Андреевское и Перемилово, перешли во владение к его внуку статскому советнику и Вотчинной коллегии вице-президенту Михаилу Михайловичу Салтыкову, который в свою очередь в 1772 г. оставил завещательное письмо на дмитровское имение своим многочисленным детям (5 дочерей и 5 сыновей).

Деревянный храм в Перемилове, построенный еще в XVII в., простоял более 100 лет. К 1730-м годам он настолько обветшал, что служение в нем стало невозможным. На средства помещика камер-юнкера С.К. Нарышкина в 1739 г. Вознесенскую церковь с приделом возобновили: “разобрали, подрубили и вычинили”.

У Салтыковых село Перемилово (три части) с помещичьей усадьбой приобрел флигель адъютант и армии бригадир Степан Степанович Апраксин. В усадьбе в конце XVIII в. имелись два одноэтажных деревянных помещичьих дома, деревянная церковь об одном этаже во имя Архангела Михаила. При церкви числились три участка церковной земли, частью с хорошими сенными покосами.

Строительство нового храма в Перемилове относится к началу 1790-х гг. Протоколы Дмитровского духовного правления сохранили лаконичные записи об этом. К декабрю 1791 г. относится первое упоминание о желании С.С. Апраксина построить в селе Перемилове каменную церковь вместо деревянной. В феврале 1792 г. было получено благословение на строительство митрополита Московского и Калужского Платона (Левшина, +1812). Первоначально храм был задуман как двухпрестольный. В октябре 1801 г. построенную и украшенную церковь с приделом освятили. Тогда же по желанию помещика в правой стороне церкви дозволили устроить третий престол во имя святой великомученицы Екатерины – покровительницы супруги храмоздателя Екатерины Владимировны Апраксиной, урожденной княжны Голицыной. 17 августа 1802 г. новый придел освятил наместник Дмитровского Борисоглебского монастыря игумен Аполлинарий. Большое участие в строительстве и украшении храма принимал ее настоятель священник Михаил Петров. Квадратная в плане, кирпичная оштукатуренная церковь, с белокаменным декором, одноглавая, с приземистым барабаном, со стрельчатым завершением окон принадлежит к памятникам русской “псевдоготики”.

Проектные чертежи до наших дней не сохранились, но архитектурное решение церкви позволяет отнести ее к памятникам круга выдающихся русских зодчих XVIII в. В.И. Баженова – М.Ф. Казакова. Это относится и к плану храма, и к его пространственно-декоративному решению. Документы церковных учреждений и вотчинного архива Апраксиных не дают определенного ответа на вопрос об авторстве храма в Перемилове.

После возведения Вознесенской церкви в планах С.С. Апраксина была перестройка старой господской усадьбы в Перемилове, но последующие масштабные работы в другой подмосковной – Ольгове, в которых принимал участие архитектор Франческо Кампорези, изменили ситуацию. С конца 1790-х годов село Льгово (Ольгово) с устроенным великолепным дворцово-парковым ансамблем в стиле классицизма стало центром имения Апраксиных, а в Перемилове до 1850-х продолжали существовать старые постройки. Здания эти ветшали и со второй половины XIX в. уже не упоминались. В селе располагались лишь небольшой хозяйственный комплекс и крестьянские усадьбы.

Видимо, из-за Ольговских работ не была построена колокольня Вознесенского храма, а устроена лишь небольшая временная звонница. Конечно, Апраксины не оставляли своим вниманием перемиловскую церковь. На поддержание храма из московской домовой конторы выдавались необходимые средства. Причт, состоящий из священника и двух причетников, обрабатывал церковную пашенную и сенокосную землю. Но средств было недостаточно и приходилось обращаться к по-мещикам то за дровами для отопления жилища, то за деньгами для покупки всего необходимого для храма.

Отечественная война 1812 г. не затронула Перемиловский храм. Вражеский продовольственный отряд вошел в соседнее село Деденево к Головиным. На всякий случай настоятель Вознесенского храма отец Иосиф сокрыл наиболее ценные предметы ризницы и храмовые святыни. О приходской жизни в Перемилове в первой половине XIX в. известно совсем немного.

В октябре 1840 г. по прошению Екатерины Владимировны Апраксиной, в связи с наследованием дмитровского имения ее внуком Виктором Владимировичем Апраксиным, высочайше утверждено майоратное имение Апраксиных, в которое, кроме Ольгова, входило село Перемилово. Никаких существенных изменений в облике Вознесенской церкви не происходило. Храм долгое время оставался холодным (летним). Печное отопление для зимнего богослужения устроили лишь во второй половине XIX в. в Екатерининском приделе. На средства Е.В. Долгоруковой в 1830-е годы для дьячка и пономаря построили новые дома. Священник отец Григорий Доброхотов, более 30 лет прослуживший в Вознесенском храме, до конца жизни жил в старом причтовом доме, выстроенном еще в конце XVIII в. О своем положении клирики храма в ведомостях писали, что “состояние причта скудное”.

Значительное влияние на церковную жизнь в Перемилове и окрестных приходах во второй половине XIX в. оказало учреждение по благословению святителя Филарета Московского при селе Новоспасском-Деденеве Спасо-Влахернского женского общежительного монастыря. Многочисленное паломничество православных в Деденево для поклонения великим святыням, собранным несколькими поколениями благочестивого семейства Головиных, оживляли духовную атмосферу провинции.

Важную роль в экономическом развитии сел Андреевского, Деденева, Круглина и Перемилова сыграло возникновение в 1868 г. при деревне Суровцеве Покровской мануфактуры известного московского купца и мецената Ивана Артемьевича Лямина. Многие крестьянские семьи получили постоянную работу на фабрике. В 1870-е годы здесь трудились более 3000 рабочих. Известный церковный благотворитель и ктитор многих московских и подмосковных храмов И.А. Лямин большое внимание уделял религиозно-нравственному воспитанию рабочих и их семей. Священники Вознесенской церкви в Перемилове участвовали в окормлении рабочих семей ляминской фабрики, имея там многочисленных духовных чад. Это продолжалось вплоть до постройки величественного Троицкого собора при Покровской мануфактуре в Леонове в 1890-1895 гг. При настоятеле отце Феодоре Леонардове при Возне-сенской церкви в Перемилове утвердили двухштатный причт из священника и псаломщика. В 1892 году весь храм сделали теплым в связи с устройством трех кирпичных печей, позже в начале XX в. замененных современной системой духового отопления. Тогда же вместо деревянных устроили новые плиточные полы. Вокруг церкви построили изящную каменную ограду с железными воротами и калитками. С 1902 по 1909 гг. с помощью Апраксиных были поставлены деревянные одноэтажные дома священнику и псаломщику. В 1909 г. прихожане Вознесенской церкви просили Апраксиных материально помочь им в деле постройки новой колокольни. Для этого крестьяне собирались устроить на церковной земле кирпичный завод, а изготовленный кирпич и средства, полученные от его продажи, использовать для возведения колокольни. Однако этому проекту не суждено было воплотиться.

В 1898 г. появилась первая церковно-приходская школа, первоначально располагавшаяся в простой крестьянской избе. На средства Александры Михайловны Апраксиной в Перемилове построили первое деревянное здание школы, законоучителем и учителем пения в которой был приходской батюшка отец Николай Величкин. На содержание школы Дмитровское уездное земство ежегодно выделяло денежное пособие, которое при необходимости дополняли Апраксины. По ходатайству Московского епархиального начальства Святейший Синод утвердил А.М. Апраксину в почетном звании Попечительницы церковно-приходских школ Дмитровского уезда Московской епархии. Она присутствовала на выпускных экзаменах и поощряла особо отличившихся учеников в церковно-приходских школах в селах Ольгове и Перемилове. На ее средства в 1906 и 1913 гг. школьное здание в Перемилове перепланировали, устроив новое классное помещение, комнату учителя и сторожку. В 1916 г. в перемиловской церковно-приходской школе обучались 27 мальчиков и 19 девочек. Заведующим и законоучителем школы состоял настоятель Вознесенской церкви отец Николай Гусев. Он же преподавал Закон Божий в двухклассной церковно-приходской школе при фабрике Покровской мануфактуры. Его супруга матушка Анна также учительствовала. Отец Николай и псаломщик Василий Соболев принимали активное участие в первой народной переписи населения и были награждены бронзовыми медалями.

События первых лет революции и гражданской войны отразились и на положении Вознесенской церкви. Январским декретом 1918 г. храм лишился церковных домов и здания школы. Церковный капитал, положенный в банк Апраксиными, проценты с которого шли на содержание причта и церкви, конфисковали. Большую часть церковной земли национализировали и тем самым лишили причт основных средств к существованию. Однако верующие помогали, кто чем может, и не давали безбожным властям закрыть храм. В анкете “служителей культа”, представленной в административный отдел Дмитровского уездного исполкома, упоминались священник Николай Федорович Гусев 39 лет и псаломщик Василий Петрович Федоров 42 года. Местный сельсовет выделил их семьям землю, положенное количество на каждого члена семьи (едоков). Во время кампании конфискации церковных ценностей весной 1922 г. из Вознесенского храма изъяли и передали в финотдел серебряные предметы: потир, кадило, дарохранительницу. В списке членов церковного совета в 1920-е годы мы встречаем фамилии Монаховых, Жемаевых, Маликовых, Рыковых. Председателем перемиловской религиозной общины избрали крестьянина Сергея Семеновича Монахова. В 1926 г. договор церковной общины с милицией подписали 280 верующих граждан села Перемилова и сельца Шпилева. В эти трудные годы верующие старались найти средства для поддержания Вознесенской церкви, в частности, был отремонтирован западный притвор храма. В июне 1925 г. злоумышленники похитили из церкви некоторые оставшиеся после конфискации серебряные предметы.

С начала первой “безбожной” пятилетки в 1929 г. власти усилили наступление на Русскую Православную Церковь. Прошли повсеместные кампании закрытия храмов, особенно в промышленных областях. В Дмитровском районе это в первую очередь коснулось рабочего поселка Яхрома – центра текстильной промышленности. Закрыли величественный Троицкий собор, превратив его в столовую для рабочих, а позже – в помещение макаронной фабрики. Еще раньше, в 1928 г., окончательно закрыли Спасо-Влахернский монастырь и позже, в первой половине 1930-х годов, все его храмы, включая Спасский собор. Затем очередь дошла до Богородицерождественской церкви в Круглине. В районе Яхромы шло интенсивное строительство канала Москва-Волга, на котором использовался рабский труд заключенных, в том числе арестованного духовенства и церковного актива. В конце 1930-х – начале 1940-х годов были закрыты храмы в селах Батюшкове и Андреевском.

Вознесенский храм не был закрыт благодаря мужеству прихожан. Старожилы рассказывали: когда пришли представители власти с требованиями отдать ключи и угрозами закрыть храм, церковный староста Малахов ответил отказом и на две недели скрылся в лесу. Народ, собранный колокольным звоном, грозил поднять бунт. Сконфуженные представители власти вынуждены были уйти ни с чем. Однако на противоположном берегу канала, в селе Андреевском, после происшествия в Перемилове, власти неожиданно забрали ключи и Покровский храм был закрыт. Чтобы набатный звон не призывал больше прихожан на защиту церкви, в Перемилове запретили пользоваться звонницей.

К началу Великой Отечественной войны все близлежащие к Перемилову храмы были закрыты. В период битвы за Москву в районе Яхромы шли ожесточенные бои. 26 ноября 1941 г. гитлеровцы захватили город, переправились через канал, заняли половину села Перемилова. 28 ноября части 1-й Ударной армии генерала В.И. Кузнецова начали бой за перемиловский плацдарм. В результате кровопролитного сражения враг был отброшен за канал. На Перемиловской высоте в день памяти святой великомученицы Екатерины 7 декабря началось освобождение Яхромы и затем всего северного Подмосковья. Враг был отброшен и разбит. Безмолвным свидетелем героизма советских воинов стал Вознесенский храм в Перемилове, в котором не прекращалась молитва многих местных жителей, во время сражения нашедших убежище в здании церкви.

Уже во время войны изменилась политика советского государства в отношении к Русской Православной Церкви. Начался медленный процесс регистрации православных общин и восстановления порушенных храмов. На 1946 г. в Дмитровском районе находились 7 действующих и 38 закрытых церквей. За период с 1944 по 1946 гг. в Совет по делам Русской Православной Церкви поступили ходатайства об открытии 10-ти храмов Дмитровского района, из которых в 1944 г. удовлетворили лишь одно – Троицкой церкви села Сысоева. В составе духовенства Дмитровского благочиния числилось 9 человек – 8 священников и один диакон. Центр благочиния с 1944 г. находился в селе Перемилове. Его возглавлял деятельный пастырь протоиерей Александр Оранский, много сил отдавший на восста-новление полноты церковной жизни храмов благочиния. Он старался помочь, чем мог, малообеспеченным храмам давал деньги на ремонт зданий, помогал в приобретении строительных мате-риалов. С 1951 г. его перевели на настоятельское место к церкви Архангела Михаила в село Никольское-Архангельское Балашихинского района Московской области и утвердили в должности благочинного церквей этого округа. После отца Александра на место настоятеля Вознесенской церкви в Перемилове назначили отца Иоанна Предтеченского, служившего до 1939 г. в Тверской епархии. Центр благочиния пе-реместился из Перемилова в Дмитров. Благочинным стал из-вестный священник, настоятель Казанской церкви села Подлипичья отец Павел Соколовский. В 1958 г. на место настоятеля Вознесенской церкви назначили выпускника Волынской Духовной семинарии священника Михаила Пуца.

В начале 1950-х – 1960-х годов православные верующие ходатайствовали перед властями об открытии Троицкого собора в Яхроме и Покровской церкви в селе Андреевском, но получали стандартный отказ. Несколько десятилетий единственным действующим храмом в округе города Яхромы была Вознесенская церковь в селе Перемилове. В 1970 г. в Яхроме проживали более 17 000 чел., а с окружающими селениями числилось более 30 000. Пастыри Вознесенской церкви самоотверженно исполняли свой христианский долг в окормлении многочисленных духовных чад. В храмовые и праздничные дни церковь была переполнена верующими.

Храм Вознесения Господня и звонница в Перемилове отделом учета памятников архитектуры, истории и культуры Министерства культуры РСФСР были взяты на учет как ценные памятники архитектуры классицизма конца XVIII – начала XIX столетия на территории Московской области и в 1975 г. внесены в Каталог памятников архитектуры Московской области по Дмитровскому району. В 1999 г. храм внесен в реестр памятников архитектуры федерального значения. Здание храма всегда находилось в надлежащем порядке и, несмотря на ограниченные средства церковной общины, в нем проводились реставрационно-восстановительные работы (в 1975-1976 гг. под руководством опытного архитектора-реставратора С.В. Демидова). В 1979 г. в церкви промыли живопись, датированную второй половиной XIX в.

В марте 1982 г. по указу митрополита Ювеналия настоятелем храма Вознесения Господня в Перемилове назначен священник Анатолия Пахмутов. В мае 1982 г. началось золочение иконостаса, в 1983 г. – был произведен наружный ремонт храма, в 1986 г. проведен водопровод и осуществлен ремонт и переоборудование котельной. Новый облик храм получил в период подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1987 г. – тогда промыли и обновили стенную живопись, заменили и позолотили луковицу купола с крестом. В следующем 1988 г. при храме устроили газовую котельную и, таким образом, решилась проблема с отоплением пространного церковного здания. Большое содействие в решении многих проблем храма оказывали районные и местные власти (глава администрации Яхромы – З.М. Жданова), а также прихожанка Г.И. Беляева.

2 октября 1987 г. в Перемиловском приходе произошло знаменательное событие: при большом стечении народа и духовенства в ограде Вознесенского храма с закрытого кладбища в Деденеве были перезахоронены останки двух схимонахинь Марии (Буторовой) и Серафимы (Кочетковой). В течение 14 лет в храме села Перемилова в этот день совершалась заупокойная служба с поминальным столом для всех (23 сентября 2001 г. исполнилось предсказание стариц, по которому их святые останки должны возвратиться в возрожденный Спасо-Влахернский монастырь).

В наши дни перемиловский приход исполняет свою просветительскую и благотворительную миссию. Настоятель окормляет дом для умственно отсталых детей, посещает больницы города, проводит там богослужения и беседы, оказывает патронажную помощь. Протоиерей Анатолий уделяет особое внимание воспитанию подрастающего поколения. Важной считает он и духовную работу в воинских частях Дмитровского гарнизона, особенно с призывниками.

Из Москвы добраться до храма можно с Савеловского вокзала до ст. Яхрома, далее автобусом №38 до остановки "монумент", от которого в свою очередь вверх по дороге через жд-переезд до с. Перемилово. Также, до вокзала г. Дмитров, автобус №38 - до остановки "монумент". Аналогично от станции м. Алтуфьево на автобусе №401.

Источник

к началу